|
Горелка каталитическая бензиновая |
Горелка каталитическая бензиновая |
          предназначена для сжигания углеводородного топлива легких фракций (бензина, газа, спирта и т. п.) безпламенным способом.
          Что это - горелка беспламенного горения?
          Обычно тепло выделяется за счет сгорания топлива с образованием пламени. Но есть возможность “сжигать” пары жидкого топлива за счет его окисления кислородом воздуха в присутствии катализатора непосредственно на поверхности нагревательного элемента, т. е. за счет химической реакции.
          Что такое каталитическое горение? Пример. Попробуйте поджечь сахар. Сахар будет плавиться, но не гореть. А теперь стряхните немного табачного пепла на него и попробуйте поджечь. Сахар загорится и будет гореть спокойным синим пламенем. Это и есть процесс каталитического горения топлива. В нашем случае топливо будет окисляться, своего рода гореть, как сказано выше.
          Схема горелки такова. Она состоит из резервуара для топлива с горловиной и пробкой, горелки, в которую вкладывается нагревательный элемент - рамка и две металлические сетки с прокладкой между ними из асбестовой ваты, пропитанной катализатором и асбестового или матерчатого фитиля, по которому подается топливо из бака в горелку.
        Горелка должна иметь металлическую крышку, которая одевается сверху на горелку, для прекращения ее работы (не будет доступа кислорода к топливу). На рис. она не показана.
          Производительность горелки зависит от состава катализатора и площади горелки и может составлять от 1800 до 10 тыс. ккал/час. Рабочая поверхность при этом нагревается до 400...800˚С при расходе топлива 0,25 л/час на 0,1 кв. м площади нагревательного элемента (горелка изображенная на рис.).
          Несмотря на столь высокую температуру, горелка пожаробезопасна, и даже попадание на горелку бензина или масла не вызывает их воспламенения. В этом отношении горелка более безопасна, чем традиционные (пламенные) нагреватели. Да и экономичнее их.
          В свое время (в 60 годы) были попытки реализовать данный способ для бытовых газовых плит, но, по непонятным причинам, он не пошел в производство.
          Наиболее перспективно применение данных горелок для длительного обогрева автомобилей в зимнее время и для любителей подледного лова и зимних туристов. В последнем случае, это замена, достаточно опасного, “шмеля”. Возможно применение и вместо газовых горелок в быту. Но здесь нужны исследования.
      Работа горелки. |
          Разжигать ее надо следующим образом. На сетку нагревательного элемента наливается 50-100 мл топлива и поджигается спичкой. Вскоре пламя гаснет, к нагретой поверхности начинается подсос паров топлива из бака, которые под действием кислорода воздуха в присутствии катализатора окисляются, постепенно повышая температуру - происходит беспламенное горение.
          Оно обычно не сразу охватывает рабочую площадь горелки: очаги нагревания разрастаются постепенно, по мере увеличения температуры. Если не прерывать процесс, он будет длиться до тех пор, пока не выработается все топливо.
          Чтобы “потушить” горелку, необходимо одеть на нее крышку, прекращая таким образом доступ воздуха к топливу. Нет кислорода, нет и “горения”.
|